Бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области
Воронежская областная детская клиническая больница №1

ГОЛОВНАЯ БОЛЬ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ


     Головная боль относится к часто встречающимся жалобам в детском и подростковом возрасте. Между тем, обращаемость по этому поводу пациентов и их родителей за помощью в медицинские учреждения парадоксально остается на довольно низком уровне.
   Согласно данным исследований, частота встречаемости головной боли возрастает от 3–8% среди дошкольников до 57–82% у подростков. В докладе экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Головные боли и общественное здоровье» в качестве одной из приоритетных задач названо «повышение эффективности лечения и профилактики головной боли у детей».
   В большинстве случаев головные боли у детей и подростков имеют благоприятный прогноз, если поставлен точный диагноз, своевременно и правильно назначена терапия. Бытует мнение о том, что у детей периодически может болеть голова, что связано с «переходным возрастом», а потому не требует специального внимания. В данном утверждении верным может быть только то, что пик встречаемости головных болей приходится на «переходный возраст». Появление жалоб на них свидетельствует не о том, что ребенок растет, а о том, что в процессе возрастной перестройки организма его функционально-адаптационные системы не справляются с возросшей учебной нагрузкой, возможно не всегда оправданной, в том числе из-за завышенных требований к ребенку со стороны родителей и педагогов.

      Наиболее распространены у детей и подростков первичные головные боли, то есть не имеющие в основе органических изменений головного мозга и сосудов.

Основными формами первичных головных болей являются мигрень и головные боли напряженного типа. Как мигрень, так и головные боли напряженного типа чаще встречаются у пациентов с положительным семейным анамнезом по данным заболеваниям.

   Вторичная (или симптоматическая) головная боль является симптомом соматической патологии или основного заболевания центральной нервной системы.

      Частые пропуски ребенком школьных занятий и ограничение его активности по причине головных болей могут приводить к отставанию от программы обучения, отрицательно сказываться на его психологическом состоянии и взаимоотношениях со сверстниками. Между тем, применение наряду с лекарственной терапией доступных профилактических мер способно предотвращать определенные формы головной боли.

   Следовательно, ребенок нуждается в плановой помощи, в основе которой находится реорганизация режима дня, оптимизация нагрузок, при необходимости – проведение курсов медикаментозной терапии.


    Профилактика головных болей  начинается с немедикаментозных подходов.

Они включают рекомендации по режиму дня, изменения в режиме питания, диете, обучение методам релаксации. Контроль стресса и устранение других модифицируемых провоцирующих факторов должны стать первым шагом в профилактике приступов головной боли. Существенным элементом лечения является обучение пациента и его семьи, цель которого заключается в изменении образа жизни, включая нормализацию сна и привычки питания, с учетом идентификации провоцирующих факторов головной боли.

        Для профилактики приступов мигрени и головной боли напряженного типа следует определить факторы, которые их провоцируют. Одним из основных факторов, увеличивающих тяжесть и частоту приступов у детей, является психотравмирующая ситуация, значение которой часто недооценивается. К значимым психотравмирующим факторам относятся как кратковременные, так и длительные воздействия на психику ребенка. При этом длительные воздействия даже низкой интенсивности бывают более вредоносными, чем интенсивные, но кратковременные (например, скоропостижная смерть одного из родителей в сравнении с такими обстоятельствами, как напряженные отношение в семье,  развод, патологические привычки одного из родителей).

Изменения стиля жизни включает в себя следующие компоненты:
—  Соблюдение постоянного режима питания с употреблением достаточного количества жидкости (4–8 стаканов в день) и регулярным приемом пищи.
—  Соблюдение гигиены сна: необходимо регулярно ложиться спать в одно и то же время (до 22-23 часов), продолжительность ночного сна должна быть 8–10 часов (так, свойственная подросткам хаотичность режима сна, поздний подъем с постели по выходным дням и последующее раннее пробуждение перед школой создают условия для развития головной боли в  понедельник утром).
— Соблюдение режима дня со сбалансированным чередованием школьных занятий, отдыха, спорта и двигательной активности с исключением перегрузок

и стрессовых ситуаций.
— Регулярные занятия физической культурой с умеренными нагрузками способствуют уменьшению частоты и интенсивности головных болей.

Однако в случае уже начавшегося приступа мигрени физические упражнения приводят к усилению боли.
— Ограничение просмотра телепередач и компьютерных игр.
— Способствование формированию у ребенка положительной самооценки, несмотря на наличие головных болей. Обеспокоенность и тревоги родителей не должны приводить к тому, чтобы ребенок стал ощущать себя беспомощным, больным, неспособным вести нормальный образ жизни. Родители должны максимально поощрять активный образ жизни ребенка, обычный для его возраста.
— Информирование школьных педагогов о том, что ребенок страдает головными болями и получает по этому поводу лечение.

— Одна из ключевых рекомендаций – индивидуальное планирование учебных нагрузок во избежание переутомления и предоставление ребенку возможности пропустить урок или день занятий в школе при плохом самочувствии.
—  Следует обратить особое внимание, если у ребенка с головными болями появились повышенная тревожность и подавленное настроение. По этому поводу следует безотлагательно проконсультироваться со специалистом.
— Ведение дневника самочувствия, в котором фиксируются дни и время возникновения головной боли, предшествовавшие события или факторы, способные ее спровоцировать, продолжительность головной боли и другие особенности. Как правило, пациенты с длительным течением мигрени хорошо знают ситуации, приводящие к приступам, и стараются их избегать.
— Наблюдение ребенка врачом в динамике и точное выполнение его рекомендаций.

       Таким образом практически у всех пациентов с первичной головной болью отмечается улучшение состояния в результате применения поведенческих стратегий, таких как контроль стресса, гигиена сна, физические упражнения, модификация диеты.


        Хотя нелекарственные методы профилактики и лечения дают сравнительно благоприятные результаты у пациентов с головной болью, большинству из них также требуется фармакотерапия. Сочетание медикаментозных и немедикаментозных методов профилактики наиболее эффективно.

       Необходим своевременный контроль  и наблюдение педиатра, невролога при учащении головных болей.


Обратная связь